Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники 25—30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, — одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Жизнь детей в современном мире сопряжена с огромным риском и
страхами родителей за их безопасность. По данным опроса родителей лишь 1 %
детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых;
самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к
друзьям. Самостоятельность детей проявляется, по мнению 60 % родителей, лишь в
выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, некоторым соблюдением правил
поведения в общественных местах.
ДОО становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять
свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с
разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые
семья создавать не всегда в состоянии.
Важнейшей задачей ДОО становится
организация дружественного социума на территории детского сада для развития
социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в ДОО должна быть
направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и
взрослыми. Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного
процесса, где главная задача в любом виде деятельности — предоставление ребёнку
условий для социального развития.
Возникает вопрос, как
создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие
саморегуляции, фундамента социализации протекало бы в максимально адекватных
для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в
традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её
жизнедеятельности, к тотальному переучиванию педагогов, пересмотру всего
содержания программы?
Эти и другие вопросы рассматривали
педагоги на муниципальном фестивале педагогического мастерства
воспитателей дошкольных образовательных организаций «Эффективная социализация ребенка через
использование современных технологий», прошедшем на базе МАДОУ детский
сад №3 «Радуга».
Обсуждая технологию «Социальная акция», педагоги решили участвовать в её
реализации. В ходе встречи они приготовили елочные украшения, которые
впоследствии вручили специалисту по социальной работе Бугровской Ольге
Сергеевне для передачи в отделение стационарного обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов села Шерауты БУ «Комсомольский ЦСОН» Минтруда Чувашии.