Методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации

Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее - методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - постановление № 1006)1.

 

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящиеся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

 

Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).

 

Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).

 

1. Нормативные правовые акты для применения при организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции».

5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

11. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

12. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»

13. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

14. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

15. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

16. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».

17. Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете).

18. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

19. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных логанов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. № 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 (ред. от 2 августа 2019 г.) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»).

27. Приказ Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., № 40478).

28. Приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).

29. Приказ Минстроя России от 3 декабря 2016 г. № 876/пр «Об утверждении изменений № 2 СП 118.13330.2012. «СНиП 31-06-2009 общественные здания и сооружения»).

30. ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1185-ст).

31. ГОСТ Р 51241-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 430-ст).

 

2. Термины, определения

 

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

объекты (территории) - комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)2;

антитеррористическая защищенность объекта - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта, препятствующее совершению на нем террористического акта;

безопасность объектов (территорий) - состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;

инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);

контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место на объекте (территории) для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;

критические элементы объекта (территории) - потенциально опасные элементы (участки) объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий;

паспорт безопасности объекта (территории) - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта (территории);

потенциально опасные участки - объекты (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

правообладателем государственного и муниципального имущества (объекта (здания), переданного государственным и муниципальным организациям на праве оперативного управления, являются организации, которым передано это имущество;

правообладателем территорий (земельных участков), находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), являются организации, которым передан этот земельный участок;

система контроля и управления доступом - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для контроля и управления доступом и обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью;

средства контроля и управления доступом - механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом;

система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» - система, предусматривающая передачу вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;

террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

требования обеспечения безопасности объектов (территорий) и требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) - правила, выполнение и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов (территорий) и антитеррористическую защищенность объектов (территорий);

уязвимые места - критические элементы объекта (территории), в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели;

экспертная оценка состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта (территории) - процесс установления соответствия защищенности объекта (территории) предъявляемым требованиям к его антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности.

 

3. Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов (территорий)

 

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности (далее - АТЗ) объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с постановлением № 1006 устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн рублей.

б) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн рублей и не превышает 300 млн рублей.

в) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн рублей.

г) объекты (территории) четвертой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн рублей.

В целях обеспечения АТЗ объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется их оснащение бесперебойными и устойчивыми инженерно-техническими средствами и системами обеспечения безопасности.

Для обеспечения АТЗ в соответствии с требованиями к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением № 1006 (далее - требования), руководитель организации - правообладателя объектов (территорий) (далее - организация-правообладатель) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению АТЗ объекта (территории):

1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

2. План мероприятий организации по исполнению постановления № 1006.

3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).

4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).

5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).

6. Перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) (включает мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны).

7. Паспорт безопасности объекта (территории) (с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также со сроками осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом)3.

8. План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения АТЗ объекта (территории).

9. Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.

10. План действий при установлении уровней террористической опасности4.

11. План эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

12. План проведения учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объекте (территории), связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещений и зданий, которым угрожает опасность, а также обучением их способам индивидуальной и коллективной защиты.

13. Журналы проведения инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, а также другие документы, предусмотренные требованиями.

Руководитель организации-правообладателя отвечает за обеспечение АТЗ объектов (территорий).

Ответственность за обеспечение АТЗ организации-правообладателя (филиалов, представительств и обособленных объектов (зданий) руководитель организации возлагает в приказе на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на данных объектах по обеспечению АТЗ).

В соответствии с уставом организации руководитель организации имеет право делегировать часть полномочий своим заместителям.

Полномочия должностных лиц организации-правообладателя по обеспечению АТЗ объектов (территорий), вносимые в должностные регламенты (инструкции):

 

Должностное лицо

Должностные обязанности

Руководитель организации

Общее руководство обеспечением АТЗ объектов (территорий) организации (утверждение паспорта безопасности объекта (территории)

Заместители руководителя организации

Планирование мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий); ресурсное обеспечение мероприятий по АТЗ объектов (территорий); координация деятельности подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам безопасности

Должностные лица организации, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов

Участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов организации в части обеспечения АТЗ объектов (территорий); участие в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий)

Должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (руководители объектов)

 

Руководство мероприятиями по АТЗ объектов (территорий) в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами организации

4. Сроки проведения категорирования и паспортизации объектов (территорий)

 

Постановлением № 1006 установлены сроки проведения категорирования объектов (территорий):

создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований5;

создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию6;

работа комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии7;

в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории)8.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения9.

 

5. Порядок экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов (территорий), организация и проведение обследования и категорирования объектов (территорий)

 

Для экспертной оценки состояния АТЗ и безопасности объектов (территорий) руководитель организации-правообладателя издает приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории).

Приказом утверждается состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включаются в состав комиссии по предварительному согласованию.

Результаты обследования объекта (территории) вносятся в акт обследования и категорирования объектов (территорий), который содержит обязательные элементы:

ограничительную пометку «Для служебного пользования, экз. № ___» с учетом содержащихся в акте сведений;

реквизит «УТВЕРЖДАЮ», должность, подпись, инициалы и фамилию председателя комиссии, дату утверждения;

состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности каждого члена комиссии;

наименование объекта (территории) обследования, адрес его фактического местонахождения;

установленные в результате обследования количественные показатели:

а) официальные данные государственной статистики о количестве случаев совершения или попыток совершения террористических актов на территории субъекта Российской Федерации10;

б) прогнозируемое количество пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), которое принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Данный пункт определяет конкретную численность людей (показатель). Показатель должен соответствовать максимальной численности людей, находящихся на объекте (территории) в рабочие дни, в соответствии с режимом работы объекта (территории), учитывающим расписание деятельности организации:

максимальное число детей, соответствующее списочному составу;

количество привлеченных специалистов в соответствии со штатной численностью;

иные лица, в том числе арендаторы;

лица, осуществляющие безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории);

сотрудники охранных организаций;

в) прогнозируемый размер возможного материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным 100% балансовой стоимости объекта на момент проведения категорирования объекта (территории), без дополнительных расчетов11;

установленная категория опасности объекта (территории);

отметка «Решение принято голосами членов комиссии «за»___, «против» ____, «воздержались» ___»;

подписи членов комиссии с указанием их статуса в составе комиссии, инициалов и фамилий (в алфавитном порядке).

В акте указываются также основные данные об объекте (территории):

основные конструктивные и эксплуатационные характеристики объекта (территории), позволяющие его идентифицировать (материал конструкций, этажность, площадь, год постройки, количество корпусов и т.п.);

режим функционирования объекта (территории);

действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) (внутриобъектовый и пропускной режимы, физическая охрана, наружное освещение, система противопожарной защиты и т.п.);

критические элементы и уязвимые места объекта (территории);

наличие наглядных пособий12;

инженерно-технические средства и системы охраны:

наличие системы видеонаблюдения (количество видеокамер; обеспечивает/не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории); обеспечивает/не обеспечивает архивирование и хранение данных в течение одного месяца;

наличие системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

наличие системы оповещения и управления эвакуацией13.

К акту обследования и категорирования объекта (территории) прилагаются: пояснительная записка с перечнем прилагаемых сведений об объекте (территории), подлежащих последующему внесению в паспорт безопасности объекта;

план (схема) объекта (территории) с обозначением потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);

план (схема) охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны;

особое мнение членов комиссии, не согласных с общим принятым решением (при его наличии).

После утверждения председателем комиссии акта обследования и категорирования объекта (территории) производится его регистрация в организации - присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму (в соответствии с п. 3.2.2.84 ГОСТ Р 7.0.8 - 2013).

Экземпляр акта обследования и категорирования объекта (территории) прилагается к соответствующему экземпляру паспорта безопасности объекта (территории).

Отдельным документом по результатам категорирования объекта (территории) (приложением к акту обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

 

6. Порядок участия членов комиссии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта (территории)

 

Экспертная оценка состояния АТЗ охраняемого объекта (территории) проводится членами межведомственной комиссии в рамках участия в деятельности комиссии по его обследованию и категорированию.

В состав комиссии включаются руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объекта (территории).

При проведении экспертной оценки члены комиссии:

знакомятся с организационно-распорядительной и технической документацией по организации АТЗ, имеющейся на объекте (территории), а также при необходимости запрашивают другие информационные материалы, необходимые для обеспечения объективности при проведении экспертной оценки конкретного объекта (территории);

изучают режим работы объекта (территории);

проводят обследование объекта (территории) на предмет его антитеррористической защищенности, определяют:

расположение объекта (территории) на местности;

занимаемую площадь;

конфигурацию периметра;

общую протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);

конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по безопасному функционированию объекта (территории);

количество потенциально опасных участков объекта (территории) и (или) уязвимых мест и критических элементов объекта (территории);

наличие ограничения доступа в отдельные здания или помещения, на отдельные территории;

технические возможности эвакуации;

наличие смежных строений;

наличие физической охраны объекта (территории), количество постов, время охраны;

наличие инженерно-технических средств и систем охраны;

изучают конструктивные и технические характеристики инженерно-технических средств и систем охраны;

изучают документы по техническому обслуживанию инженерно-технических средств и систем охраны объекта (территории);

определяют категорию объекта (территории) или подтверждают (изменяют) ранее присвоенную категорию;

определяют перечень необходимых мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

 

7. Оформление результатов обследования объекта (территории)

 

По окончании обследования результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории).

Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.

Служебная информация о состоянии АТЗ объекта (территории), содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Акт обследования и категорирования должен содержать следующую информацию:

1. Полное наименование объекта (территории) организации (указывается в соответствии с наименованием, указанным в учредительном документе этой организации, на основании свидетельств о государственной регистрации права, выписок из ЕГРН (ЕГРП), выписок из ГКН).

2. Состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) в соответствии с приказом руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории):

2.1. Председатель комиссии - руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории);

2.2. Члены комиссии - руководитель объекта (территории) - должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), работники объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, иные лица, участвующие (при необходимости) в обследовании объекта (эксперты из специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

3. Наименование распорядительных документов, утвердивших (перечень), создание и состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), дата утверждения и № № распорядительных документов.

4. Срок работы комиссии.

5. Общие сведения об объекте (территории):

5.1. Полное и сокращенное наименование объекта (территории), почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес (сведения указываются на основании учредительных документов) (пункты 1 и 5.1 могут совпадать в случае одного объекта (территории) у организации);

5.2. Форма собственности;

5.3. Наименование вышестоящей организации по принадлежности (наименование, адрес, телефон, факс);

5.4. Виды деятельности организации (сведения указываются по основной и другим видам деятельности в соответствии с уставом организации, лицензией, выпиской из ЕГРЮЛ);

5.5. Общие сведения о зданиях, строениях, сооружениях, автостоянках, расположенных на объекте (территории), включающие сведения по параметрам объекта (общая площадь, протяженность и др.) (сведения указываются на основании свидетельств о государственной регистрации прав, других правоустанавливающих документов);

5.6. Сведения по ответственным должностным лицам организации в соответствии с приказом «Об обследовании и категорировании объектов (территорий) и разработке паспортов безопасности объектов (территорий)» (мобильные, служебные и домашние номера телефонов).

6. Характеристика местности в районе расположения объекта (территории):

6.1. Рельеф местности, прилегающие лесные массивы, удаленность водоемов;

6.2. Климатическая зона, среднестатистические метеорологические данные;

6.3. Социально значимые, административные и другие объекты;

 

Таблица 1

(образец заполнения)

 

№ 

Наименование административных, экстренных, социальных служб

Адрес

Удаленность от объекта (территории), км

Телефон

Направление

1.

Территориальный орган управления (администрация, др.)

ул. Пушкина, 67

1,4

8-86132-2-52-22

юго-западное

2.

Территориальные органы МВД России

   

   

   

   

3.

Территориальные органы МЧС России

   

   

   

   

4.

Противопожарные службы

   

   

   

   

5.

Медицинские учреждения

   

   

   

   

6.

..........

   

   

   

   

6.4. Сведения о потенциально опасных объектах, расположенных в непосредственной близости к объекту (территории)14;

 

Таблица 2
(образец заполнения)

 

№ 

Наименование объекта

Расстояние до объекта (территории), расположенного в непосредственной близости, метров

Направление

Характеристика уровня опасности

1.

Вязов переулок, 12/2, стр.1, жилой дом

14

северное

не опасен

2.

...........

   

   

   

3.

..........

   

   

   

6.5. Размещение объекта (территории) по отношению к транспортным коммуникациям;

 

Таблица 3
(образец заполнения)

 

№ 

Вид транспорта и транспортных коммуникаций

Наименование объекта транспортной коммуникации

Направление, расстояние до объекта транспортной коммуникации, метров

1.

Автомобильный

Проезжие части улиц: ... Паркинг Автобусная остановка

   

2.

Железнодорожный (вокзалы, станции, переезды, платформы, железнодорожные пути)

Ж/д вокзал «Восточный»

Юго-восточное, 1450

3.

Водный (порты, причалы)

   

   

4.

Воздушный (аэропорты, военные аэродромы, взлетно-посадочные площадки, полосы)

   

   

6.6. Режим работы объекта (территории), включающий продолжительность, начало (окончание) рабочего дня для всех категорий работников, расписание занятий обучающихся;

6.7. Сведения об арендаторах, иных лицах (организациях), осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории) (указываются полное и сокращенное наименование организации, основной вид деятельности, общее количество работников, расположение рабочих мест на объекте (территории), занимаемая площадь (кв. метров), режим работы, Ф.И.О., номера телефонов (служебного, мобильного) руководителя организации, срок действия аренды и (или) иные условия нахождения (размещения) на объекте (территории), реквизиты договоров и срок их действия);

6.8. Общее количество работников объекта (территории): специалистов в соответствии со штатной численностью, специалистов, работающих на основании гражданско-правовых договоров, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций, иных лиц, в том числе арендаторов;

6.9. Общее количество обучающихся (детей), соответствующее списочному составу;

6.10. Максимальная численность людей, находящихся на объекте (территории) в рабочие дни, соответствующая режиму работы объекта (территории), учитывающая расписание деятельности организации.

7. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах:

7.1. Потенциально опасные участки объекта (территории) (при наличии в соответствии с приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»);

7.2. Критические элементы объекта (территории) (при наличии критических элементов объекта (территории) отмечается их наименование, общая площадь участка, характер террористической угрозы, характер возможных последствий):

7.2.1. Зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

7.2.2. Элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);

7.2.3. Места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);

7.2.4. Другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости;

7.3. Возможные места и способы проникновения террористов на объект (территорию);

7.4. Вероятные средства поражения, которые могут применить террористы при совершении террористического акта.

8. Прогноз последствий совершения террористического акта на объекте (территории):

8.1. Предполагаемые модели действий нарушителей;

8.2. Вероятные последствия совершения террористического акта на объекте (территории).

9. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте (территории):

9.1. Прогнозируемое количество пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), которое принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни, соответствующая режиму работы объекта (территории), учитывающая расписание деятельности организации.

9.2. Прогнозируемый размер возможного нарушения инфраструктуры объекта и материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным 100% балансовой стоимости объекта (территории) на момент проведения категорирования объекта (территории).

10. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) (сведения включают информацию о частной охранной организации, подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированного и сторожевого подразделения организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделении ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечивающего охрану объекта (территории), количество и местоположение помещений охраны (постов охраны, контрольно-пропускных пунктов, пульта охраны и т.д.), состав суточного наряда, обеспечивающего охрану объекта (территории).

11. Организация оповещения и связи.

12. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории)15.

13. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов и потенциально опасных участков объекта (территории).

14. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории).

15. Выводы и рекомендации для занесения в акт обследования и категорирования объекта (территории) должны содержать следующие разделы:

15.1. Оценка соответствия системы безопасности объекта (территории) установленным требованиям;

15.2. Соответствие эксплуатируемых на объекте (территории) инженерно-технических средств и систем охраны установленным требованиям, их совместимость и работоспособность;

15.3. Предложения по совершенствованию системы безопасности объекта (территории), повышению уровня его инженерно-технической защищенности;

15.4. Предложения по формированию модели взаимодействия организации с  территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

15.5. Предложения по присвоению соответствующей категории объекту (территории).

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).

При расхождении мнения члена комиссии с остальными членами комиссии по результатам проведенной экспертной оценки АТЗ объекта (территории) член комиссии готовит особое мнение с подробной и мотивированной позицией, которое им подписывается и прилагается к акту обследования и категорирования объекта с обязательным отражением в данном акте.

Акт обследования и категорирования объекта (территории) и перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) или уполномоченным им лицом не позднее последнего дня работы комиссии.

На основе акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

 

8. Взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Постановлением № 1006 предусмотрено поддержание постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму в целях16:

выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях).

При планировании мероприятий по взаимодействию рекомендуется предусмотреть проведение совместных тренировок в соответствии с запланированными совместными действиями при возникновении террористических угроз:

попытке вооруженного проникновения на территорию организации или проникновения вооруженных лиц;

при обнаружении на территории организации или в непосредственной близости от него опасного предмета (взрывного устройства, др.);

при получении по телефону сообщения об угрозе минирования учреждения;

при захвате заложников на территории (объекте) организации;

при совершении на территории (объекте) взрыва, поджога, другой чрезвычайной ситуации.

План взаимодействия должен обязательно предусматривать:

актуализацию, уточнение контактов дежурных (оперативных) служб территориальных органов;

получение информации о минимальных и максимальных сроках прибытия служб в организацию в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Также взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. № 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».

------------------------------

1 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2018 г. № ДМ-П17-2841 о приведении актов Минпросвещения России в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

2 Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правообладателем государственного и муниципального имущества является его собственник - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, за исключением случаев, когда государственное и муниципальное имущество передано государственным и муниципальным организациям и предприятиям на праве оперативного управления и праве.

3 В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 постановления № 1006.

4 Разрабатывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории).

5 В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 постановления № 1006.

6 В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 постановления № 1006.

7 В соответствии с пунктом 9 постановления № 1006.

8 В соответствии с пунктом 43 постановления № 1006.

9 В соответствии пунктами 44-45 постановления № 1006.

10 В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти. На основании пункта 1 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 июля 2018 г. № 393 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 1-ФЭТ» в целях реализации полномочий Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ведению государственного единого статистического учета в сфере правовой статистики и установления единообразного подхода к формированию статистических показателей состояния преступности в сфере экстремизма и терроризма утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1-ФЭТ (ежемесячная) «Сведения о преступлениях террористического характера и экстремистской направленности».

Учет совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актов на территории субъекта Российской Федерации ведется в соответствии с совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

11 В соответствии с пунктом 2 раздела I постановления № 1006 под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений.

12 В соответствии с подпунктом «л» пункта 24 постановления № 1006.

13 В соответствии с пунктом 31 постановления № 1006.

14 Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»

15 1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).

3. Пункт 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».

4. В соответствии с пунктами 24-31 постановления № 1006.

16 Подпункт «з» пункта 19; подпункт «з» пункта 20; подпункт «а» пункта 21.