«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
Сухомлинский В.А.
Много лет назад великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете сделал вывод: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От педагогов много зависит — разовьется это явление природы или угаснет; Поэтому в своей работе я взяла за основу именно эту тему — «Работа педагога-музыканта с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО».
Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Ребенок рождается на свет с определенными способностями, задача родителей вовремя их заметить и направить его интеллектуальное развитие в нужном направлении.
Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе.
Музыкально одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе.Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке.
Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях.
Педагогу при работе с музыкально одаренными детьми надо создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех его проявлениях.
Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.
У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В связи с малым объемом учебного времени /1 урок в неделю/, развитие музыкально одаренных детей, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.
В работе с такими детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода.
Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, можно помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески — одаренную личность.
Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всех лет обучения.
Процесс развития музыкально одаренного ребенка будет эффективным, если:
— приоритетными будут педагогические задачи личностного развития с высоко моральными ориентирами, воспитания характера, эмоционально волевой сферы ребенка, позитивного отношения к жизни;
— будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации;
— педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно-творческой деятельности;
— педагогическими факторами будут выступать художественная ориентационно развивающая среда и педагогическая поддержка, направленная на развитие личностной, эмоциональной сфер.
В работе с детьми нужно избегать 2-х крайностей:
* возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;
* с другой стороны — публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара.Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту и вокальным данным ребенка, отвечать высоким нравственным идеалам.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
ДОЛГОВА Т.