18 мая т.г. заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алевтина Федорова и директор Центра образования и комплексного сопровождения детей Светлана Ильина участвуют в заседании круглого стола на тему «Совершенствование организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации». Организатором мероприятия выступает Комитет по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации.
Напомним, в республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др.
В системе дошкольного образования функционирует 131 группа компенсирующей направленности, в которых воспитываются более 1,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и 323 ребенка-инвалида. 742 ребенка с ОВЗ и 349 детей-инвалидов интегрированы в образовательную среду и получают образование в дошкольных образовательных организациях общеразвивающей направленности. В работе с детьми заняты 48 учителей-дефектологов, 183 учителя-логопеда, 148 педагогов-психологов.
С 1 сентября 2017 года общеобразовательные организации (15 государственных и 36 муниципальных общеобразовательных организаций), реализующие адаптированные образовательные программы, работают в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья в республике действуют 15 государственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В них в 2017-2018 учебном году обучается 1910 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 1229 ребенка-инвалида.
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 15 государственных общеобразовательных организациях и в 299 муниципальных школах. На основании рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий в муниципальных образовательных учреждениях в 2017-2018 учебном году обучается 1111 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в 18 отдельном классе – 213 чел., в обычных классах – 898 чел.).
Для организации образования детей-инвалидов также сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающая 65 общеобразовательных организаций, на базе Центр образования и комплексного сопровождения детей действует Республиканский центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В 2017-2018 учебном году в нем обучается 30 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 17 психолого-педагогических центров и служб. В них работают 78 специалистов, из них 56 педагогов-психологов, 10 социальных педагогов и 12 логопедов (дефектологов).
Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет 310 человек. Обучение детей с инвалидов организовано в 28 образовательных организациях профессионального образования по следующим специальностям и профессиям: «Столяр», «Столяр строительный», «Портной», «Швея», «Садовник», «Каменщик», «Изготовитель художественных изделий из дерева» и другим.
На базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа создано базовое специальное структурное подразделение, обеспечивающее сопровождение инвалидов – Центр профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется восемь программ профессионального обучения и три программы дистанционного образования.