О произношении звуков детьми-дошкольниками

О произношении звуков детьми дошкольного возраста

 

           Речь маленьких детей всегда отличается  недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, а также недостаточным умением различать на слух звуки родного языка. Здесь следует говорить о так называемом физиологическом или возрастном нарушении звукопроизношения, с которым сталкивается каждый ребенок в процессе своего развития. В норме все неправильности произношения должны исчезнуть к 4-5,5 годам. Не следует паниковать, если ребенок к 4 годам не произносит звук Р. Этот звук является сложным по артикуляции и допустимо его появление в речи в более поздние сроки. Однако следует иметь в виду, что на каждом возрастном этапе ребенок должен уметь произносить определенную для его возраста группу звуков. Так, к 3 годам ребенок должен уметь произносить все гласные звуки и простые согласные звуки (Б, БЬ, П, ПЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ). Остальные звуки ребенок пока пропускает (рука – «ука», мальчик – «мачик») либо заменяет (мышка – «мыська», зубы – «зюби», стул – «туй»). Иногда звуки К и Г появляются немного позже и заменяются звуками Т и Д (гуси -  «дуси»).

           К 4 годам  ребенок уже правильно произносит звуки С, СЬ, З, ЗЬ. Однако, звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся еще недостаточно четко, пропускаются (шапка – «апка) либо заменяются более легкими звуками (шапка – «сапка», жук – «вук», очки – «отьки», щетка – «тетка»). Часто встречается межзубное произнесение звуков С, СЬ, З, ЗЬ. Такое произнесение является нарушением и требует коррекции. В этом возрасте звуки Л и Р отсутствуют либо заменяются на ЛЬ, Й  (рука – «люка», рана – «яна»).

           К 5 годам ребенок правильно произносит все звуки, кроме Л и Р. К этому возрасту должно полностью исчезнуть смягченное произнесение согласных звуков.

           К 6 годам ребенок должен уметь правильно произносить все звуки родного языка.

           Таким образом, зная последовательность появления звуков , вы можете вовремя определить нарушение звукопроизношения и вовремя обратится к специалисту.

 

                                                                           

                                                                                 Учитель-логопед ЦДиК Низамова З.С.