Почему заговорить бывает трудно

     Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

     Если в 2 – 2.5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2 – 2,5 лет.

          Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго оставаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же за  его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом.  Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

           Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, описанное выше.

         Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

        Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернутся  к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение. Доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку – ворону» и в другие  детские игры. Всем предметным действиям следует придавать  по возможности человеческий характер – куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т.д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

          Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

          «Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

 

Учитель-логопед МОУ "Центр диагностики и консультирования" Тукаева Г.Г.